Тайны Ирландского моря. Крейсер “Варяг”

single-image

Сколько тайн хранит в себе Ирландское море! Сколько кораблей лежат на дне его? Кому принадлежат или принадлежали, каким странам? Море молчаливо хранит все их тайны и сокровища в своей мутной глубине.. Жадное, холодное море, оно, как капризный ребёнок, неохотно отдаёт свои игрушки. Они веками лежат на дне, обрастают ракушками и людскими легендами. Я расскажу вам о славном русском крейсере, имя которого знают многие. Это “Варяг”. Помните слова из знаменитой песни, как “врагу не сдается наш гордый “Варяг”?  Да. Эта история о нем, герое русско-японской войны 1904-1905 годов.

Это произошло в ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года.  Японские миноносцы без объявления войны напали на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура – военно-морской базы, которую Россия арендовала у Китая. Атака японцев имела тяжелые последствия: были повреждены броненосцы “Ретвизан”, “Цесаревич” и крейсер “Паллада”.

В этот-же день в нейтральном корейском порту Чемульпо японская эскадра, состоявшая из 1 броненсного крейсера, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев, заблокировала крейсер “Варяг” и канонерскую лодкy “Кореец”.

Японский адмирал Уриу, объявлявил русским о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и потребовал, чтобы «Варяг» вышел из порта. В случае отказа, сказал он, японские корабли дадут бой прямо на рейде. “Варяг” и “Кореец” снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу.

Для того, чтобы прорвать блокаду, русским морякам надо было с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. Это была практически невыполнимая задача. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя. Русские корабли проигнорировали сигнал, тогда японская эскадра открыла огонь…

Бой был жестоким. Под ураганным огнем четырнадцати кораблей противника, матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Раненный и контуженный, капитан Руднев продолжал руководить боем. Несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, “Варяг” вел прицельный огонь по японским судам из всех уцелевших орудий. Насмерть стоял и “Кореец”.

Согласно рапорту командира “Варяга”, огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. На борту “Варяга” – 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На “Корейце” потерь не было.

Сильные повреждения вынудили “Варяг” вновь вернуться на рейд бухты. Оценив серьезность повреждений, общим собранием офицеров было решено затопить крейсер.  “Кореец” был взорван экипажем.  Матросы с русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию.

В апреле 1904 года экипажи кораблей прибыли в Петербург.  Моряков – героев приветствовал сам Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам “Варяга” в подарок от Николая II были вручены именные часы.

“Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на «Азове» и «Меркурии»; теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена «Варяга» и «Корейца». Они также станут бессмертными” – сказал на приёме царь.

В 1905 году легендарный крейсер был поднят со дна бухты, восстановлен, и использовался японцами как учебное судно под названием “Соя”. Более семи лет использовался японцами для учебных целей. Отдавая дань подвигу русских моряков, японцы оставили на корме название “Варяг”, а при подъёме на борту была сделана надпись: “На этом корабле мы будем учить вас, как надо любить свою Родину”. В 1916 г. крейсер был выкуплен и включен в состав российского ВМФ под прежним названием. В феврале 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку новое советское правительство отказалось платить за его ремонт.

В 1925-м прославленный крейсер был продан на металлолом, но избежал незавидной и бесславной кончины, сев на мель у шотландской деревни Лендалфут в Ирландском море, где и нашел свое последнее пристанище. На мемориальной плите, которую можно найти на берегу, выбита на русском языке история героического корабля. Так бесстрашный и славный крейсер, идущий в свой последний путь, остался навсегда лежать в глубинах чужого ему Ирландского моря, но память его осталась легендами и песнями в веках.

«ВАРЯГ»

…Из пристани верной мы в битву идем,
Навстречу грозящей нам смерти,
За Родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!

Свистит и гремит и грохочет кругом,
Гром пушек, шипенье снаряда, –
И стал наш бесстрашный, наш верный «Варяг»
Подобьем кромешного ада!

В предсмертных мученьях трепещут тела,
Вкруг грохот и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня, –
Настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
В кипящее море под нами!
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче уснем под волнами!

Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят во век
Геройскую гибель «Варяга»!

Е.Закарите

Читайте также