Никакого аромата попкорна, привычной кромешной темноты или борьбы с соседом за подлокотник — в автокинотеатре, кажется, все по-другому. Экран, где борец за свободу Тим Дженкинс в исполнении Дэниэла Рэдклиффа вытачивает очередной ключ, чтобы сбежать из тюрьмы, кажется небольшим. Жалко, что изображение отрегулировать самим нельзя — в отличие от звука, который подается в машину. Соседи справа расселись на складных стульях около своего джипа, попивая кофе из термоса. Слева — парочка на белом кабриолете, которым явно не до “Побега из Претории” — сидят в обнимку и смотрят на звезды.
Концепция драйв-ин родом из Штатов, и началось все с кинотеатров — точнее, с желания
угодить маме. Миссис Холлингсхед, дама весьма крупных размеров, как-то пожаловалась своему сыну Ричарду, что кресла в обычном зале ей неудобны. Тогда молодой человек усадил ее в припаркованный на заднем дворе автомобиль, установил проектор и устроил киносеанс под открытым небом.
Предприимчивый американец в 1933 году получил на свое изобретение патент. А еще придумал гениальный слоган: «Приходите всей семьей, даже если ваши дети очень любят пошуметь». Однако, кроме супругов с детьми, у кинопаркингов появилась и другая целевая аудитория — юные парочки, искавшие уединения.
Проблему со звуком решили: вместо колонок додумались передавать дорожку на радиоволне. В США автокинотеатры
пережили бум в 50-е, когда американцы начали массово обзаводиться машинами. Но появление кабельного телевидения и видеомагнитофонов не дало расцвести этим «киношкам».
Пандемия дала им второй шанс. “В Америке это часть культуры. Но за небольшой отрезок, что дает нам карантин, мы надеемся приучить горожан к такому походу в кино”, — говорит Никита Афонасов, руководитель открывшегося в мае новосибирского Skyline Cinema. Пока их максимальная загрузка — 60 машин на 400 мест.
Одним из первых в России распахнул двери “Ночной дозор” в Калининграде. “Привлекаем и тех, кто соскучился по кино на большом экране, и ценителей особой атмосферы драйв-ина”, — прокомментировали его представители.
Недавно компания КАРО запустила драйв-ин в столице: долго ждали разрешения властей. “Цифры даже выше прогнозов, так что планируем развивать направление после пандемии”, — заявила президент сети Ольга Зинякова.
Однако автосеансы, по мнению председателя Ассоциации владельцев кинотеатров Олега Березина, не помогут российским компаниям, которые, считает он, из-за карантина в этом году недополучат 48 миллионов рублей.
“Для крупных сетей это имиджевая история. Говорить, что драйв-ин может стать альтернативой кинозалам, — как утверждать, что клубы заменят филармонии. Это совершенно разные формы культурного досуга”, — подчеркивает Березин. Действительно, в обычном кинотеатре атмосфера не так расслабляет, как на парковке.
Минусов хватает. Во-первых, по прибыльности драйв-ин несравним с традиционным форматом: сеансы начинаются только с наступлением сумерек, мест все равно много не сделаешь — нужны широкие ряды, чтобы можно было разъехаться.
Во-вторых, кинопарковкам редко достаются премьеры. Правда, пока: “Раньше многие компании не хотели давать свои фильмы автокинотеатрам, но теперь смягчили позиции”, — говорит Афонасов.
Обычные кинотеатры во многих регионах уже заработали, тогда как в Москве откроются только с 1 августа. Будущее драйв-ина остается туманным, однако уже ясно, что это отличная возможность попробовать посмотреть знакомые фильмы по-новому.