Кому Молодо, а кому «Зелено»

single-image

В Северной столице в пятый раз прошел SPB STARTUP DAY — крупнейшая стартап-конференция, которая объединяет активных предпринимателей и инвесторов, заинтересованных в развитии бизнеса. Количество участников побило все рекорды: площадка собрала без малого две тысячи участников. 

Особенностью мероприятия для предпринимателей стала экспертная сессия, которая длилась на протяжении пяти часов без остановки. 26 экспертов, бизнес-ангелов, представителей корпораций и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) индивидуально пообщались с представителями каждого из трех десятков стартапов о возможностях развития проекта и сложностях, с которыми сталкиваются команды. Кроме того, эксперты Фонда сделают предложение стартаперам, прошедшим экспертную сессию, поучаствовать в акселерационных программах ФРИИ. Эти программы призваны помочь предпринимателям найти решения для кратного роста бизнес-показателей (выручки, количества клиентов, сокращения цикла сделки) и развить их компетенции в управлении бизнесом и командой. ФРИИ также выступает инвестором в пределах от 2,5 до 25 млн руб.

Фонд развития интернет-инициатив – российский фонд венчурных инвестиций. Фонд проинвестировал около 300 стартапов, несколько десятков компаний уже работают на международном рынке. Организация входит в число самых активных венчурных фондов Европы по числу сделок, оказывает основателям стартапов образовательную и консалтинговую поддержку. Миссия ФРИИ – сделать российский рынок понятным и доступным каждому предпринимателю, желающему начать или расширить свой бизнес в интернете.

Главный фокус  продажи

Директор по стратегии и анализу Mail.ru Group Александр Горный и сооснователь Promobot Олег Кивокурцев сошлись во мнении, что на старте лучше быстро делать, чем долго думать. Не столь важно быть первым в технологиях и сходу пытаться разобраться во всех сложностях искусственного интеллекта или machine learning, считает Александр Горный. По его мнению, основатели стартапов должны как можно тщательнее фильтровать инвестиции, поскольку это инструмент, а не цель. На каждом из этапов нужно скрупулезно рассчитать, сколько, когда и от кого потребуется инвестиций.

«В мире есть масса стартапов, которые могут быть запущены на коленке, потому как идеи уже подсказаны аналогами. Идеи несложные, вполне реализуемые, можно прямо сегодня начинать успешный бизнес. Все пути открыты, очень много незанятых ниш с дешевым входом. Большинство успешных стартапов – это победа бизнес-моделей, а не технологий», – уверен Александр Горный.

Участники Spb Startup Day посоветовали начинающим предпринимателям всегда фокусировать стартап на продажах. При этом важно понимать, с какой стратегией заходить на рынки, отметил инвестиционный аналитик ФРИИ Александр Скурихин. Еще одним важным навыком он назвал питчинг (короткий рассказ или выступление о своем бизнесе). Сергей Негодяев, директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ, посоветовал понятней объяснять преимущества стартапа: опыт показывает, что проблема основателей часто заключается в том, что они не могут внятно рассказать, насколько их решение будет востребовано рынком.

Аурика Виларди, директор по маркетингу компании Timeweb, посоветовала не бояться повышать стоимость своего продукта и не зацикливаться на одной гипотезе, а тестировать разные, выбирая самое эффективное решение. Самое главное – вера в себя и упорство, а уже после идут расчеты и тактика, подытожил Олег Кивокурцев.

«Пять лет назад было больше желающих просто получить деньги, чем построить бизнес. В планах предпринимателей порой читалось следующее: нужно 20 млн долларов на открытие офиса в Лондоне, но пока ничего нет, кроме идеи. За прошедшие годы профессионализм игроков вырос, рынок развивается с точки зрения качества, но есть еще большой потенциал, куда расти». Дмитрий Калаев, директор Акселератора ФРИИ

Зачем стартапу корпорации

По словам представителей корпораций, решения и технологии стартапов очень нужны им, чтобы подхватить тренд диджитализации. Самое главное для крупной компании – понять, как то или иное решение может принести конкретную пользу для бизнеса. Сама корпорация не в силах самостоятельно организовать внутри себя сервис, который предлагает стартап.

При этом не стоит бояться, что решение начинающих предпринимателей будет скопировано, ведь одна из важнейших составляющих стартапа – наличие команды и высокая скорость работы, чего нет у корпорации. А если направление окажется для компании стратегическим, с высокой долей вероятности стартапу будет предложено продать решение, которое корпорация может в дальнейшем развивать самостоятельно, отметил Денис Левченко, начальник управления инноваций X5 Retail Group. Он также уточнил, что в настоящий момент в холдинг внедрено множество стартапов, нацеленных на изменение взаимодействия с сегментом покупателей, но есть дефицит сервисов для цепочки поставок и логистики.

Руководитель Центра цифровых инноваций «Газпром нефти» Владимир Воркачев поддержал коллегу, отметив, что компания активно ищет решения, связанные со сбором и анализом данных из открытых источников для прогнозирования спроса и цен.

Кульминационные питчи

30 предпринимателей презентовали свои проекты венчурным инвесторам, городскому сообществу и представителям крупных корпораций. Среди петербургских проектов жюри конкурса питчей и участники конференции выбрали наиболее достойных претендентов. Так, стартап Teleitems (роботизированные решения для логистики и ритейла – хранение, выдача и продажа товаров) получил сразу два приза от «ГазпромНефть» и X5 Retail Group: как лучший b2b стартап для крупных компаний и лучший стартап для розничной торговли. Представители «Леруа Мерлен» отметили стартап Faradise (его идея в том, что в мобильном приложении пользователь выбирает понравившуюся ему мебель и «примеряет» ее на свою комнату с помощью технологии дополненной реальности), назвав его лучшим стартапом в сфере автоматизации ритейла. «Билайн» счел лучшим стартапом в сфере digital experience компанию MoneySend (сервис, упрощающий переводы с карты на карту), а стартап «наЛанч» (организующий питание и доставку обедов в офисы) получил приз зрительских симпатий.

Читайте также