Как заработать на неформалах?

single-image

Как выстроить бизнес на адептах андеграунда? Своими секретами поделились дизайнер Урал Хазиев, одевший многих отечественных звезд, и основатель сети магазинов рок-атрибутики Алексей Полуэктов.

Магия косух

«В конце 1970-х годов я стоял у истоков движения советских хиппи в Уфе, – вспоминает дизайнер Урал «Джими» Хазиев. – Мы пытались как-то украсить свою одежду, расшивая ее до полной неузнаваемости. Потихоньку работа стала затягивать, у меня стали просить что-то сшить другим, позже рокеры подтянулись. Разнообразия в советское время не было, заходишь в магазин – одни серые костюмы висят, а джинсы стоили зарплату инженера».

Дизайн Урал Хазиев изучает с детства. Поскольку его мама работала в кинотеатре, ему удавалось бесплатно ходить на иностранные фильмы еще со школы. Но вместо разгадки интриги итальянского детектива начинающий дизайнер рассматривал автомобили, мебель и одежду, следил, как меняется мода. Костюмы иностранных рокеров изучались по коллекции виниловых пластинок и журналам. Многие отечественные дизайнеры тогда копировали западный дизайн в своих работах, упрощая и приспосабливая его под имеющиеся материалы.

В 1980-х годах Урал Хазиев переехал в Петербург вместе с группой «ДДТ», шил какие-то вещи Юрию Шевчуку. За костюмами начали обращаться рокеры из «Телевизора», «Наутилуса», «Короля и Шута», «Аукциона» и другие музыканты. Но основной работой была организация концертов Ленинградского рок-клуба – пошивом одежды приходилось заниматься параллельно, в свободное время. Но потом наступил такой момент, когда свое творчество стало интереснее, чем чужое. Бросив все, Урал начал только шить.

«Вначале я снимал квартиры под мастерские, но впоследствии перестал справляться в таких условиях, – рассказывает дизайнер. – В 2010 году арендовал отдельное помещение и закупил оборудование для трикотажа, джинсы, кожи, швейную зигзаг-машину и машинку для обуви. Оборудование очень дорогое и дорожает каждый день: я пользуюсь станками таиландского, японского, немецкого и чешского производства. Например, новая машинка для меха стоит 200 тысяч руб., японская вышивальная машина стоит вообще полмиллиона. У меня много заказов с вышивкой, но я понимаю, что если взять машинку за 500 тысяч руб., придется оставить другую работу и только вышивать, чтобы окупить ее хотя бы за год. И не факт, что удастся…»

По словам Урала Хазиева, цены на изделия индивидуального пошива в два раза выше, чем на ширпотреб в магазинах. В первую очередь потому, что в России дорого стоят сырье и оборудование. Для изделий используются сочетания разных материалов: кожи, джинсы (недавно появился хороший канал поставки марки Levi’s), габардина, меха. Увы, найти в России нужные ткани и фурнитуру – это целое искусство. Например, чтобы собрать приличную косуху, приходится отправляться сначала за кожей, потом на другой конец города за «правильной» молнией (она стоит 4–5 тысяч, примерно во столько же обойдется отрез кожи на жилет), затем в магазин – подбирать кнопки и пряжки. На подготовительный этап тратится 30% времени: чтобы не повторяться, для изделий каждый раз выбираются разные «железки». Порой в пределах Петербурга все необходимые детали не найти, и что-то заказывается в Москве. Все время приходится выдумывать что-то свое, особое, сочетать несочетаемое, иначе приличную вещь не создать.

«Ко мне обычно приходят те, кто хочет заказать что-то нестандартное, – продолжает дизайнер. – Я разрабатываю дизайн любой одежды: куртки, толстовки, шапки, бейсболки, джинсы, сумки, меховые изделия. Вот последний был заказ – женская кожаная куртка с байкерской защитой. Помимо рок-музыкантов, частые клиенты – байкеры. Купят мотоциклы, а как самим выглядеть, понятия не имеют. Обращаются ко мне, вместе сочиняем образ. В рок-тематике, кстати, очень выгодно делать мерч. Я как-то группе “ДДТ” организовал тур, а на концерте торговал специально сделанной атрибутикой.  Собрался тысячный зал, и на сувенирах с символикой “ДДТ” удалось заработать сумму, равнозначную гонорару музыкантов».

При этом Урал Хазиев полагает, что от подобной деятельности не стоит особо ждать денег: на куртку уходит две недели работы, и сколько же она должна стоить, чтобы отбить аренду, материалы и при этом принести прибыль? Тем не менее в последнее время появилось достаточно много молодежи, желающей выделиться из толпы и готовой вкладываться в свой внешний вид. Это позволяет небольшим мастерским развиваться и одевать людей со вкусом.

«У меня часто спрашивают, где я постоянно новые темы для косух беру. Придумываю! У меня есть друзья-дизайнеры, у которых одно лекало, они по нему рисуют и собирают одну и ту же куртку. А мне так неинтересно. Я вторую куртку одинаковую сошью – для меня это уже тоска смертельная, нужно разнообразие. Почему никто не пытается форму изменить? Я с косухой – классической вещью – экспериментирую до бесконечности, могу повернуть как угодно».

От пластинок до фенечек

«До открытия магазина – а мы на рынке уже 8 лет – я занимался (и занимаюсь) музыкой, – говорит владелец сети магазинов рок-атрибутики Алексей Полуэктов. – Всегда с интересом часто посещал магазины рок-атрибутики, чтобы привезти сувениры друзьям, а заодно пополнить собственную коллекцию. Так постепенно я пришел к мысли, что сам хочу открыть подобный магазин. В голове к тому времени уже был собирательный образ из лучших решений мест, которые довелось посетить. Например, очень понравился подход, когда большая часть товаров находится в открытом доступе, их можно потрогать и померить. Идеи, увиденные в разных уголках страны и не только, я реализовал и довел до собственной концепции».

Идеей концепции стало создание не просто ритейлерской сети, а клуба по интересам, где всех объединяет любовь к музыке. На первых порах владельцу магазина пришлось столкнуться с различными сложностями: новыми и неизведанными для него были логистика, организация продаж через сайт, ведение групп в социальных сетях. Выручила компаньонша, имевшая на тот момент большой опыт управления персоналом и багаж знаний, полученных в компании, где она успела поработать.

«Главные отличия наших магазинов – это постоянное обновление ассортимента, жесткий отбор продукции. Мы помешаны на качестве, – рассказывает Алексей Полуэктов. – Работаем с огромным количеством поставщиков со всего мира: это известные марки, бренды, напрямую или косвенно связанные с альтернативной модой, стритвиром, рок-культурой. Сотрудничаем с музыкантами (поддерживаем местную сцену и занимаемся реализацией их продукции) и с российскими издательскими домами по части музыкальных биографий, энциклопедий, мемуаров. У нас большой ассортимент коллекционных постеров, виниловых пластинок, изделий из кожи и стали, украшений для пирсинга, много эксклюзивных товаров, не представленных у конкурентов».

Поскольку основа любого магазина – персонал, продавцы рок-атрибутики должны хорошо разбираться в музыке, одежде и аксессуарах. А для того чтобы бизнес приносил прибыль, приходится постоянно обучать их в области SMM, маркетинга во всех его проявлениях, работы с сайтом и внедрения новых технологий.

Все последующие магазины сети открывались для расширения бизнеса. Была организована и франшиза, чтобы такую точку легко было открыть в любом регионе. Необходимые вложения, в зависимости от выбранного пакета, составляют от 150 до 700 тысяч руб., окупаются они, по словам организаторов, за год работы. Среднемесячный доход достигает 200–300 тысяч руб. уже через полгода.

«Если кто-то собирался открыть магазин рок-атрибутики, рекомендую обратиться к профессионалам, посмотреть на опыт уже существующих компаний и попытаться сделать что-то лучше, предложить интересное решение, которое всех удивит и заинтересует».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник

Читайте также